МБОУ г. Иркутска СОШ №49
Иркутск
  • Образовательные стандарты и требования

    В МБОУ города Иркутска СОШ № 49 отсутствуют образовательные стандарты и требования, разработанные образовательной организацией самостоятельно. Обучение осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
    Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
    •    единство образовательного пространства Российской Федерации;
    •    преемственность основных образовательных программ;
    •    вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
    •    государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
    Стандарт является основой для:
    •    разработки примерных основных образовательных программ;
    •    разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
    •    организации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
    •    разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
    •    осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
    •    проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
    •    построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
    •    организации деятельности работы методических служб;
    •    аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
    •    организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
    Федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП)
    В нормативном поле, важном для современного учителя, помимо закона «Об образовании в Российской Федерации» и действующих ФГОС, появились новые документы — федеральные образовательные программы: 
    Начального общего образования (приказ Минпросвещения РФ № 992 от 16.11.2022;
    Основного общего образования (приказ Минпросвещения РФ № 993 от 16.11.2022);
    Среднего общего образования (приказ Минпросвещения РФ № 1014 от 23.11.2022).
    Если выявлены противоречия между ФГОС и 273-ФЗ, нужно руководствоваться законом «Об образовании в РФ», если есть противоречия в формулировках ФГОС и федеральных образовательных программ, то приоритетными будут требования ФГОС.  
    Федеральная основная общеобразовательная программа (ФООП) — учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объём и содержание образования определённого уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы (п. 10.1. ФЗ-273).
    Федеральные рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ФООП и разработаны в соответствии с ФГОС. 
    Для каждой ступени предусмотрен перечень предметов, по которым предполагается непосредственное применение федеральных рабочих программ учебных предметов (то есть не разрабатываются свои рабочие, а используются готовые федеральные программы):
    для начального общего образования при реализации обязательной части образовательной программы используются федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир»;
    для основного общего и среднего общего образования — по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности».
    По предметам, указанным выше, при реализации обязательной части образовательных программ используются федеральные рабочие программы в утверждённом виде. По другим предметам — федеральные рабочие программы с возможностью внесения изменений.
    В ФООП включены только программы предметов, обязательные к реализации. Ранее в аналогичную примерную основную образовательную программу были включены программы всех предметов. 
    Федеральный учебный план
    Федеральный учебный план — документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности. Он фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, регламентирует перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию, а также распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.
    Федеральный учебный план состоит из двух частей: обязательной и формируемой участниками образовательных отношений.
    Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. 
    Часть федерального учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, курсов и модулей по выбору, в том числе углублённое, а также учитывает этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. 
    Федеральные образовательные программы предусматривают несколько вариантов: 
    в ФООП НОО представлено 5 вариантов федерального учебного плана (п. 25.16 приказа № 992); 
    в ФООП ООО представлено 6 вариантов федерального учебного плана (п. 27.11 приказа № 993); 
    в ФООП СОО представлено 19 вариантов федерального учебного плана, в 11 из которых предусмотрено изучение предметов на углублённом уровне.
    В образовательной организации выбирается учебный план с учётом условий своей работы и имеющихся ресурсов.
    Федеральная рабочая программа воспитания
    На основе федеральной рабочей программы воспитания разрабатывается рабочая программа воспитания основной образовательной программы организации. 
    Программа воспитания: 
    основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования.
    При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями образовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их родителей, направленностью образовательной программы и другими. 
    Федеральный календарный план воспитательной работы
    Федеральный календарный план воспитательной работы является единым для образовательных организаций и может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности.
    Образовательные организации вправе наряду с федеральным календарным планом воспитательной работы проводить иные мероприятия согласно федеральной рабочей программе воспитания, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей.
    Федеральный календарный учебный график
    В федеральном календарном учебном графике прописан ряд организационных моментов: организация учебной деятельности по четвертям или триместрам, режим работы, продолжительность учебного года и так далее. 
    Календарный учебный график образовательной организации составляется с учётом мнений участников образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий учреждений культуры региона и определяет чередование учебной деятельности и каникул по календарным периодам учебного года.
    Профильная подготовка на ступени СОО 
    Федеральный учебный план СОО предусматривает изучение предметов на базовом и углублённом уровне.
    Два уровня предусмотрены практически для всех предметов, кроме русского языка, родного языка, родной литературы, второго иностранного языка, физкультуры и ОБЖ. Школьники могут выбирать дисциплины для углублённого изучения, и в зависимости от этого реализуются разные планы профильной подготовки. 
    Учебный план образовательной организации должен содержать все 13 предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, обществознание, география, физика, химия, биология, физическая культура, ОБЖ) в соответствии с ФГОС СОО и предусматривать изучение двух из них на углублённом уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней.
    Федеральным учебным планом СОО предусмотрены следующие профили: 
    - технологический,
    - естественно-научный, 
    - гуманитарный,
    - социально-экономический, 
    - универсальный.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie